МЕМОРИАЛЬНЫЙ ЗАЛ КОБЫЗА

Со времен Коркыта кобыз был магической силой, связывающей человека с миром духов. Играя на кобызе баксы (казахские шаманы) входили в состояние, сходное медитации, когда им открывался недоступный для других мир.

Игре на кобызе казахи приписывали тайную силу, которая оберегала народ от невзгод и несчастий. Никто не обучал Ыкыласа этому искусству. Дар его проявился в неустанном постижении звуков кобыза. По преданию, его музыку можно было услышать за 60 километров от кочевки. Это был кюй «Айрауыктынащы кюйи».

Целую серию кюев Ыкылас посвятил легендарному Коркыту, вершиной которых считаются «Коркыт» и «Жалгызаяк». Много талантливых учеников Ыкыласа стали продолжателями его традиций искусства игры на кобызе. Так от Сугура кюи Ыкыласа перешли к Жаппасу Каламбаеву. Жаппас с 5-6-ти летнего возраста увлекся этим искусством. В 1934 году приняв участие в Первом Республиканском слете народных исполнителей, Ж. Каламбаев был зачислен в организованный композитором Ахметом Жубановым оркестр народных инструментов им. Курмангазы. С тех пор кобызист Жаппас Каламбаев более 40 лет играл в прославленном коллективе, продолжая лучшие традиции казахской музыки. 

Наследником музыки Ыкыласа можно назвать Даулета Мыктыбаева, исполнявшего кюи, переданные сыном Ыкыласа Тусипбеком. Это были кюи «Керутолгау», «Тогыз тарау», «Коркыт». Кюй «Ерденкюйи» Ыкыласа Д.Мыктыбаев впервые услышал от Абикена Токтамысулы. Приняв участие  в 1-м Республиканском слете народных исполнителей, Д.Мыктыбаев становится кобызистом-солистом Казахской филармонии им. Жамбыла, затем работает в концертном объединении «Казахконцерт». Много лет он преподавал в Казахской консерватории им. Курмангазы по классу кобыза.