ЗАЛ ДОМБРЫ И КОБЫЗА

Многочисленные археологические открытия ясно свидетельствуют о том, что история домбровой традиции уходит вглубь веков. Домбра и кобыз были наиболее распространенными музыкальными инструментами ранних кочевников.  

Многие века домбра была излюбленным инструментом казахских музыкантов. В руках опытного исполнителя домбра способна передать все оттенки состояния души и переживаний человека. Одна из особенностей домбрового исполнительства – сольная форма игры на инструменте, которая способствовала выдвижению ярких личностей в различные исторические эпохи. Искусство каждого кюйши и его стиль отличались яркой индивидуальностью, характерной манерой исполнения, определенным арсеналом средств музыкальной выразительности и разнообразием тематики домбровых кюев.

Но основе различных типов домбр сложились две основные, по приему звукоизвлечения, традиции исполнительства – «төкпе» (удар всей кистью) и «шертпе» (извлечение звука щипком). Ритмичные, быстрые, исполняемые с пафосом төкпе кюи бытовали в Западных областях, а мелодичные, полные лиризма шертпе кюи распространены в Северных, Центральных и Южных областях Казахстана.

Домбры, встречающиеся в наше время в разных регионах Казахстана, в соответствии с местными условиями, традициями и манерами исполнительства развивались по-разному.  Отсюда такое разнообразие видов этого инструмента.

История кобызового исполнительства связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими духами-помощниками (аруахами). Строение и названия частей кобыза олицетворяли свойственную шаманским представлениям трехуровневую модель Вселенной (верхний, средний и нижний миры). 

Относительно зарождения музыкальной традиции в народе существует легенда о том, что прародителем, «отцом казахской музыки» является живший в VIII-IX веках эпический герой многих тюркских народов - Коркыт.

Коркыт – человек, осмелившийся искать бессмертие. В странствиях по всему свету он так и не нашел ответа на извечные вопросы жизни и смерти. Возвратившись на родные берега реки Сыр-Дарьи, Коркыт сделал инструмент, выдолбив его из прочного хвойного дерева арчи. Нижнюю часть корпуса он затянул кожей, принесенной в жертву верблюдицы. Верхняя же чашеобразная часть осталась открытой.

Часть кобызовых  кюев имела звукоподражательный характер и передавала голоса живой природы, часть – представляла собой философские раздумья о смысле бытия, жизни и смерти. Но во всех произведениях легко уловимы на слух переходящие из одного кюя в другой и многократно повторяющиеся музыкальные мотивы – словно  ожившие в звуках кобыза слова древней молитвы, заповеди, заклинания, обращенные к богу, духам, сверхъестественным силам.

Однако эстетическое родство всех казахских народных музыкальных инструментов позволило естественным образом объединить их в ансамблевом и оркестровом звучании. Фольклорно-этнографические ансамбли – одна из эффективных форм реставрации и реконструкции богатого музыкального художественного наследия казахского народа.