Инструмент тар

     Азербайджанский тар (от перс. «струна», «нить») – струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Точное место изобретения этого музыкального инструмента неизвестно, предположительно на территории Персидской империи. Распространен в Азербайджане, Армении, Афганистане, Ираке, Иране, Турции, Таджикистане, Узбекистане и в странах Ближнего Востока. Тар является базовым инструментом в традиционной музыке Азербайджана и Ирана глубоко повлиявшим на общие тенденции классической музыки этих стран.

    5 декабря 2012 года азербайджанское искусство исполнения на таре и мастерство его изготовления было включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

     Тар (азербайджанское, армянское), тара (дагестанское), тари (грузинское) – 1) щипковый музыкальный инструмент, распространенный на Кавказе. Общая длина корпуса около 900-1000 мм. Имеет 3 парные (или 3 парные и 1 одинарную) основные струны и 2 парные бурдонные. Звук извлекают плектром. 2) В арабских странах небольшой бубен.

     С середины 14-15 веков на Ближнем Востоке, Азербайджане, Иране, Дагестане, Ираке, Турции в народном искусстве занимал своеобразное место тар. Он не был так распространен как начиная с конца 18 начала 19 веков, после того как его реконструировал великий, талантливый Азербайджанский тарзен (исполнитель тара) Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы), которого также прозвали "Отец тара". 
В те далекие времена, на территории Азербайджана тар использовался в основном на приёмах у богатых и знатных людей в Карабахе, а в Шемахе только у Махмуд Ага был свой отдельный ансамбль в котором также был тар, которому было выделено особое место.

     Тар в переводе означает - струна. Тар - выдалбливается из дерева. У тара, как можно заметить на иллюстрациях, корпус состоит из двух чаш (в основном сделанных из тутового дерева), затянутых мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку обычно делают из орехового дерева. На грифе тара — 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Находящимися в специальном желобке шейки, основные лады фиксируются вставными деревянными колышками.

     Старинный тар состоящий из 4-6 струн имеющий 19 ступенный звукозаряд у которого были мелкие интервалы менее полутона. Разновидностями тара являются инструменты: дутар (двухструнный), сетар (трехструнный), чахартар (четырехструнный), пянджтар (пятиструнный) и шештар (шестиструнный).

     В конце 18 века, Садыхджан реконструировал тар, увеличив число струн до 11. Также он внес значительное изменение в исполнение тара. Раньше тар имел больший размер и поэтому его держали на коленях и играли в полусгорбленном состоянии, а Садыхджан перевел игру на таре с колен на грудь. Тар прижимается к груди правой рукой, а левой держат аккорды.

     Со времен изменения Садыхджана, в таре практически ничего не изменилось. Благодаря Садыхджану, тар стал использоватся широкомасштабно как среди богатых так и среди простолюдья.